Осужденный на 11 лет экс-замглавы минобороны РК: Мою правоту доказал Нагорный Карабах

КазТАГ (Казахстан), 16-10-2021

Бывший вице-министр обороны Казахстана Кажимурат Маерманов, приговоренный к 11 годам заключения по обвинению в коррупции, заявил о том, что эффективность оружия, фигурировавшего в его деле, подтвердили события в Нагорном Карабахе, сообщает «Караван».

«Казахстан первым на постсоветском пространстве приобрел (в Израиле – КазТАГ) не отдельные образцы артиллерийского вооружения, а целый комплекс. В него помимо пусковых установок реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Найза» вошли БПЛА, метеостанция, современные оптико-электронные приборы разведки и целеуказания, четыре командных пункта на автомобилях. Так вот анализ недавнего вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе показал, что направление модернизации ракетных войск и артиллерии нами было выбрано правильно, а расставленные приоритеты оказались верными», — сказал Маерманов.

Как сказал бывший замминистра, после показа огневых возможностей «Найзы», «Семсера» и «Айбата» на казахстанских полигонах Азербайджан осуществил в 2009 году закупку в Израиле подобных РСЗО и 120-мм минометов типа «Айбат».

«Это были серийно выпускаемые модульные РСЗО LYNX. В Азербайджане они получили название Doly Leyasan Shimshek c дальностью пуска до 150 км высокоточной ракетой «Экстра». У нас же все это перевооружение закончилось скандалом, арестами, судом», — сказал бывший военный чиновник.

По его словам, признание о том, что многомиллионные «откаты» за контракты с Израилем о поставках вооружения все же имели место, он сделал «под давлением в так называемой «пресс-хате» СИ КНБ».

«Меня обвиняли в том, что я сам якобы определял цену на эту технику, и она была слишком завышена, а боевые машины – несовершенны. Но Нагорный Карабах показал, что эти артиллерийские системы очень хорошо себя зарекомендовали в бою», — повторил Маерманов.

Также он рассказал, что в ходе следствия он дважды предпринимал попытки совершить самоубийство, и сообщил об угрозах со стороны одного из сокамерников организовать изнасилование жены и дочери бывшего вице-министра.

«При этом страшный арестант в наколках называет их по именам и даже адрес указывает, где они проживают. И так постоянно, изо дня в день, неделя за неделей. С ума можно было сойти», — признался бывший замглавы оборонного ведомства.

Как рассказал Маерманов, по его делу в суде свидетельствовали против него два человека.

«Один из них – юрист, который осуществлял юридическое сопровождение контрактов, а другой – артиллерист-ракетчик, ближайший мой помощник. Один рассказывал, как занес ко мне в кабинет дипломат, в котором было якобы $100 тыс., а второй видел, как я в ходе переговоров с израильскими компаниями спускался по лестнице и держал перед собой пакет желтого цвета, в котором, как он думает, могли находиться $100 тыс. Эти показания, ничем больше не подтвержденные, и послужили основанием для моего ареста. (…) Ракетчик впоследствии признался и даже назвал фамилии тех оперов, которые его заставили дать против меня показания, подтвердив свои слова в письменном виде при свидетелях. А юриста совесть, видимо, не мучает. Но я все же не теряю надежды, что она проснется у него раньше, чем я покину этот бренный мир. Вот такие у нас, к сожалению, бывают офицеры», — сказал бывший генерал-лейтенант.

Он уточнил, что главным доказательством его вины послужило заключение эксперта из некоего закрытого конструкторского бюро и эксперта по системам АСУ из Кызылорды, который, как считает бывший военный чиновник, «определенно, ничего не смыслил в автоматизированных системах управления огнем артиллерии и ударами ракет».

«Что ему сказали написать, он, видимо, и написал. Галиматья какая-то. Повторяю, использование артсистем в боях в Нагорном Карабахе показало их эффективность. Даже если сравнивать цены на наши РСЗО «Найза» и те, по которым аналогичные системы закупал в Израиле Азербайджан, становится ясно, что Казахстану это вооружение обошлось намного дешевле. К примеру, мы закупили комплекс вооружения за $36 млн, в котором было 18 боевых машин «Найза», четыре автоматизированных командных пункта, один БПЛА, одна метеостанция, четыре современных прибора разведки и целеуказания, 18 транспортно-заряжающих машин на базе «КамАЗа». А Азербайджан покупал все по отдельности и гораздо дороже», — сказал бывший вице-министр.

Он добавил, что, сидя в тюрьме, видел по телевизору «парад, где участвовали эти самые системы, забракованные в 2008 году специалистами КНБ».

«И на выставке вооружения KADEX их демонстрировали как достижение отечественной оборонки. Как прикажете это понимать? С одной стороны, чиновники говорят, что это вооружение несовершенно, с другой – его хвалят и всем показывают. Где логика и здравый смысл?! Нас, патриотов своей страны, по чьей-то прихоти и злой воле сделали козлами отпущения, а наяву произошло натуральное вредительство. Я знаю, что уже принято решение об организации производства ракетных систем залпового огня, правда, под другим названием. Кому-то «Найза», видимо, очень режет слух. Но 11 лет понадобилось для того, чтобы понять прежние ошибки и вернуться к начатому нами. Говорят, новое название создаваемому РСЗО уже придумали – «Тарлан», — сказал Маерманов.

Кажимурат Маерманов был арестован в апреле 2009 года по уголовному делу о коррупции при сделках на сумму $190 млн с израильскими компаниями по РСЗО «Найза» и модернизации артиллерийских систем «Семсер» и «Айбат». Военный чиновник был лишен звания генерал-лейтенанта и осужден на 11 лет лишения свободы, из которых за решеткой провел девять. Солидарно с израильским торговцем оружием Борисом Шейнкманом его обязали возместить государству ущерб в размере Т7 млрд.