Logo
news content
User
Категории

Линия соприкосновения

«Какой мост построишь, по такому и перейдешь»
На языке буквально всех народов Кавказа есть похожая поговорка...

 «Мостом мира» назвали свою инициативу и представители гражданского общества Азербайджана и Армении. В октябре-ноябре 2025 года, спустя три с половиной десятилетия после началы Карабахского конфликта, они совершили визит друг к другу почти «на государственном уровне», с твердой решимостью придать импульс мирному процессу. Однако инициатива вызвала далеко не однозначную реакцию в обеих республиках. Мы рассказываем вам, какое в целом освещение это уникальное событие получило в СМИ Азербайджана и Армении.

***

Конуль Шахин, БАКУ

«Мост мира»: Аспекты прямого диалога между Азербайджаном и Арменией

После Вашингтонского заявления, подписанного лидерами Азербайджана, Армении и США 8 августа текущего года, была сделана серия последовательных шагов, направленных на нормализацию отношений между двумя странами. Наиболее заметными среди них стали взаимные визиты представителей гражданского общества Азербайджана и Армении.

Главной особенностью этих встреч стало то, что они были организованы исключительно самими сторонами – без участия посредников. Первая такая встреча состоялась 21–22 октября в Ереване.

Когда самолёт «Азербайджанских авиалиний» приземлился в аэропорту Звартноц, многие СМИ и эксперты заявили, что это первая посадка AZAL в Ереване за 30 лет, хотя чуть позже некоторые специалисты напомнили, что прямые рейсы осуществлялись также в 2006 и 2011 годах.

Азербайджанская пресса расценила визит делегации в Армению как «исторический шаг». В аналитической статье Информационного агентства Report отмечалось, что встречи без посредников придают импульс мирной повестке:

«Важным фактором мирной повестки дня является то, что представители гражданского общества встречаются и разговаривают без посредников, только при поддержке своих правительств. Встречи, организованные самостоятельно, создают дополнительную ответственность для сторон мирного процесса».

В ходе обсуждений затрагивались возможные направления армяно-азербайджанского мирного процесса, гуманитарные вопросы, экономические и логистические перспективы на фоне нормализации, а также последующие шаги по укреплению доверия. Особое внимание уделялось подготовке совместных планов действий и перспективам дальнейшего сотрудничества.

Делегация также встретилась с секретарём Совета безопасности Армении Арменом Григоряном. Он отметил:

«Я высоко оценил проведение таких встреч как часть процесса нормализации армяно-азербайджанских отношений, поскольку они направлены на установление позитивных контактов между людьми. Я подчеркнул, что привлечение к этой работе различных слоёв общества будет только способствовать укреплению мира».

После возвращения из Еревана политолог Фархад Мамедов, выступая на Общественном канале ITV, сказал, что подобные встречи имеют большое значение для продвижения повестки мира. Он поделился своими впечатлениями в связи с поездкой, сказал, что армянские участники встречи поддерживали процесс установления мира и нормализации отношений между нашими странами, а поддерживает ли его общество в целом, станет известно после парламентских выборов там 2026-го года. 

Директор Центра Топчубашова Русиф Гусейнов в интервью YouTube-каналу сообщил, что в армянском обществе визит был встречен неоднозначно. По его словам, это связано с внутриполитическими процессами в Армении. Он подчеркнул, что восприятие реальности зачастую искажается медийным фоном, и выразил уверенность, что по мере роста количества подобных поездок общественное отношение к ним станет более позитивным.

Азербайджанская делегация также участвовала в культурных мероприятиях и экскурсиях. Гусейнов отметил, что в ереванском музее, где они побывали, как руководство, так и сотрудники музея их встретили крайне вежливо.

Через месяц, 21–22 ноября, в Баку прибыли пять представителей гражданского общества Армении. В последний раз один из них, журналист Борис Навасардян, посещал Баку в 2011 году; остальные приехали впервые.

По сообщениям азербайджанской прессы, встреча продолжалась около восьми часов. По её итогам стороны объявили, что инициатива получила название «Мост мира». Председатель Правления Азербайджанского Национального Форума НПО Рамиль Искендерли сообщил, что достигнута договорённость об активизации совместной работы в сфере СМИ, расширении прямых контактов между экспертами и более широком вовлечении гражданских обществ в мирный процесс.

Помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев также встретился с делегациями и ответил на вопросы гостей. Им была организована экскурсия по Баку, включая посещение Центра Гейдара Алиева, Ботанического сада, Дворца Ширваншахов, Девичьей башни и Ичеришехера. В армянской церкви Святого Григория Просветителя, функционирующей как библиотека, гости были проинформированы о 5000 книг на армянском языке, хранящихся в фонде.

Армянские представители дали интервью азербайджанским СМИ. Политолог Самвел Меликсетян после прогулки по городу рассказал каналу CBC о своих впечатлениях. Он подчеркнул, что между двумя народами больше сходства, чем думают многие, и что это сходство должно стать основой для взаимопонимания, а не отчуждения.

Меликсетян также рассказал, что общался на армянском языке с азербайджанцем, вынужденно эмигрировавшим из Армении много лет назад. То, что в свое время не удалось предотвратить взаимные страдания большого количества людей, он назвал трагедией:

«Это величайшая трагедия наших народов; мы не могли контролировать свои эмоции. В то время азербайджанцы из Армении являлись носителями и армянской культуры; точно так же проживающие в Азербайджане армяне были частью азербайджанской культуры».

Еще один член армянской делегации, побывавшей в Баку, Борис Навасардян в интервью CBC заявил, что считает важным проведение совместного форума с участием специалистов из разных сфер. Он отметил, что ранее подобные инициативы исходили в основном от третьих стран или международных организаций, а теперь появилась реальная возможность для осуществления прямых двусторонних инициатив.

«Это не означает, что мы не будем приглашать наших коллег из других стран; однако сама повестка дня и вопросы для обсуждения должны быть определены представителями гражданского общества Азербайджана и Армении».

Навасардян также подчеркнул значимость вовлечения более широких слоёв населения – от жителей приграничных районов до представителей бизнеса – в миротворческий процесс, поскольку такие контакты могут стать основой для восстановления доверия.

«Я думаю, что такое нормальное, живое общение с людьми, которых мы встречаем в кафе, ресторанах, музеях, ботаническом саду, с жителями Баку – это показатель того, что у нас есть хорошие перспективы», – добавил он.

В интервью каналу ITV представитель азербайджанской стороны Фархад Мамедов сообщил, что армянская делегация поднимала и вопрос «об освобождении лиц, над которыми в Баку продолжается судебный процесс по обвинению в совершении военных преступлений». Об этом говорилось и на встрече с помощником президента Хикметом Гаджиевым.  В Армении считают такой шаг важным для укрепления доверия к мирной повестке. В ответ Хикмет Гаджиев указал, что Азербайджан по данному вопросу занимает ясную и четкую позицию. Через участников встречи из Еревана он передал важное послание армянскому обществу о том, что для Азербайджана война закончена и конфликт завершен. 

Несмотря на позитивные оценки в медиа Азербайджана, в социальных сетях сохраняется и скептическое отношение к тому, что взаимные визиты представителей гражданского общества могут принести желаемые результаты. Дополнительный фактор неопределённости вносят в ожидания людей парламентские выборы в Армении, запланированные на 2026 год. Имея в виду, что оппозиция в Армении выступает против мирного процесса с Азербайджаном, многие считают, что в случае поражения партии Никола Пашиняна или её утраты парламентского большинства диалог может быть прерван.

Инициатива «Мост мира» ставит целью подготовить оба общества к максимально устойчивому миру в возможно сжатые сроки.

Стороны заявили о намерении расширить состав участников «Моста мира» и вовлечь в диалог людей из разных слоёв общества.

Хотя на протяжении многих лет подобные встречи проводились в различных странах мира без широкой огласки, сегодня их открытое освещение в СМИ делает процесс более прозрачным и накладывает на стороны дополнительную ответственность. В то же время, в Азербайджане считают, что устойчивость диалога во многом зависит от политических процессов внутри Армении и их результатов.

***

Media.am, ЕРЕВАН

Гражданский визит в Баку: возможность для диалога или новый источник внутриполитических разногласий

Что обсуждалось и какие обеспокоенности возникли в Ереване

В рамках инициативы, получившей название «Мост мира», 21–22 ноября группа представителей гражданского общества Армении находилась в Баку.

В состав группы вошли президент Центра исследований в области политики безопасности Арег Кочинян, исполнительный директор Фонда развития демократии Наира Султанян, политолог Нарек Минасян, председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян и историк Самвел Меликсетян. В Баку они встретились с азербайджанскими коллегами Фархадом Мамедовым, Русифом Гусейновым, Кямалой Мамедовой, Рамилем Искендерли и Фуадом Абдуллаевым. В рамках визита члены инициативы также встретились с помощником президента Азербайджана, руководителем отдела внешней политики Администрации президента Хикметом Гаджиевым.

Сразу после возвращения участники визита провели пресс-конференцию, на которой поделились впечатлениями, отметив, что чувствовали себя в безопасности, посетили достопримечательности и музеи. Арег Кочинян сразу заявил, что такие визиты будут продолжаться — в разных форматах и в обеих странах.

На пресс-конференции он передал послания Гаджиева: война завершилась, для Азербайджана войны больше нет, они хотят двигаться к миру, более того — хотят выстроить долгосрочный мир с Арменией, и наконец — Азербайджан не имеет никаких территориальных претензий к Армении.

«Гаджиев для Ильхама Алиева — больше чем помощник. Он очень серьёзный человек, и участвует практически во всех переговорах. Это один из главных людей, по крайней мере один-два, с кем консультируется президент», — так на эти заявления в эфире Общественного телевидения отреагировал главный советник первого президента Армении Жирайр Липаритян.

Пока представители гражданского общества считают визит важным контактом и небольшим, но необходимым шагом к укреплению взаимного доверия, оппозиционные политические и экспертные круги в Армении настроены более критически, рассматривая визит как процесс, обслуживающий политическую повестку Азербайджана.

Вопрос о возвращении армян под арестом в Баку 

Среди тех, кто активно критиковал визит представителей гражданского общества в Баку с политической сцены, были представители партии «Армянская революционная федерация» (Дашнакцутюн).  

Депутат парламента от оппозиционной и второй по численности фракции “Айастан” (“Армения”) представляющий Дашнакцутюн Артур Хачатрян в ответ на визит представителей гражданского общества в Азербайджан отозвался с иронией: «Очевидно, что эти пятеро не будут требовать освобождения армянских пленных, не коснутся права на возвращение жителей Арцаха, не будут говорить о праве народов на самоопределение, не думаю, что потребуют вывода азербайджанских оккупационных сил с территории Армении и снятия блокады Армении… Так о чём они будут говорить — как любить друг друга и Никол Пашиняна?»  

Её коллега по партии депутат Кристине Варданян отметила в эфире Factor TV, что проблема не в самом визите или переговорах, а в их повестке и результатах: «В целом у меня нет проблем ни с визитом в Баку, ни с переговорами, ни с взаимными визитами. У меня есть проблема с повесткой этих визитов… Я спрашиваю — знали ли эти люди, что у нас есть пленные в Баку? Знали ли они, что такое вообще существует… Если есть возможность поехать в Баку, нужно встретиться с армянскими военнопленными. Потому что у нас нет информации о том, в каком они состоянии», — сказала Варданян.

Выяснилось, что представители гражданского общества подняли эту тему в Баку во время встречи с Хикметом Гаджиевым. «Никаких ограничений нам не ставили, чтобы мы не поднимали вопрос об армянах под арестом в Баку. Мы пытались сформулировать свою позицию дипломатично и обосновать её тактично, чтобы в итоге возникло чувство доверия между сторонами. В результате мы надеемся, что эти вопросы будут решены быстро», – сказала на той же пресс-конференции исполнительный директор Фонда развития демократии Наира Султанян. По её словам, Гаджиев заверил, что по этому вопросу ведутся активные переговоры.  

Президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян уточнил, что для них встреча с армянами под арестом в Баку не была приоритетом, а более важным считали вопрос их возвращения. «Этот вопрос обсуждается, возможно, он получит определенное решение, но какое именно решение будет, вероятно, увидим в ближайшее время», — добавил Навасардян.

О независимости гражданского общества  

В обсуждениях вокруг визита наиболее часто поднимается вопрос о независимости гражданского общества. Критики утверждают, что представители, отправившиеся из Армении в Баку, не могут полностью выступать как независимые гражданские акторы. С другой стороны, ставится под сомнение и независимость азербайджанского гражданского общества, поскольку в политической системе Азербайджана практически не существует независимого гражданского общества: общественные организации действуют под строгим контролем властей, а оппозиционные инициативы подавляются.  

«Все эти попытки Алиева и его сообщника Пашиняна потерпели неудачу. Следует констатировать, что азербайджанская сторона лишь провела открытые встречи со своими агентами влияния; эти люди не имеют никакой связи с армянским народом и гражданским обществом Армении», — считает депутат от АРФ (Дашнакцутюн) Ишхан Сагателян.  

Позиция Айка Мамиджянана из фракции «Честь имею» была радикальной: «Вообще, что значит представители гражданского общества? Это люди на зарплате, восхваляющие Пашиняна. А в Азербайджане понятие гражданского общества с точки зрения политологии — полный нонсенс. В Азербайджане гражданское общество быть не может. Так что о встрече двух фейков я лучше не буду комментировать». По его словам, «единственная польза» процесса будет в том, чтобы поесть черную икру в Баку.

Однако участники процесса и ряд других экспертов отвергают такую оценку, подчеркивая, что армянский гражданский сектор многослойный, имеет разные позиции и не представляет ни властные, ни оппозиционные взгляды. По их словам, подобные инициативы демонстрируют именно силу и самостоятельность гражданского общества, поскольку контакты в таком формате при восстановленных или отсутствующих условиях доверия с государственными структурами могут восполнить дипломатические пробелы и создать прямые связи между обществами.

На эти заявления резко отреагировал Арег Кочинян: «Кто выступает против армяно-азербайджанского или армяно-турецкого урегулирования — либо иностранный агент, мерзавец, либо аполитичный глупец, который не понимает, о чём говорит». По его словам, политики обижены, боятся и недоверчивы, и ведут себя так ради своих политических интересов.

«Говорят: как можно ехать в Баку, когда проливалась кровь армянского солдата или там есть пленные», — задаёт вопрос историк Самвел Меликсетян и тут же отвечает: «Именно поэтому нужно ехать, чтобы не пролилась больше кровь. Я уверен, что мы можем достичь мира; если бы я не был уверен, я бы не поехал».

Историк сравнивает все постсоветские конфликты и подчеркивает, что ни в одном случае не было такой «тотальной изоляции, закрытия границ, отсутствия дипломатических отношений, агрессивного отношения к контактам». «Нормально, когда визиты, встречи, контакты рассматривают как предательство или диверсию? Нет. Даже если идут военные действия, нужно вести переговоры. Я искренен в своих убеждениях и уверен, что можно достичь армяно-азербайджанского мира», — говорит Самвел Меликсетян.

Таким образом, «Мост мира» воздвиг преграды в политико-общественной жизни Армении. Жаркие дебаты вокруг взаимных визитов и контактов Баку–Ереван и обратно показывают, что армяно-азербайджанский диалог продолжает оставаться чувствительной темой.