Logo
news content
User
Категории

Аналитика

Линия соприкосновения

«В таком мирном договоре не заинтересован никто»
Эксперт: Из проекта соглашения были выхолощены все важные вещи

Главным препятствием, мешающим Азербайджану подписать мирный договор до COP29, является отсутствие воли. Об этом заявил в беседе с журналистами 1 октября председатель Национального Собрания Армении Ален Симонян.

«Мог же обсуждаемый документ не продвинуться вперед начиная с первого пункта, но он продвинулся - мы договорились по 13 пунктам, еще 3 пункта наполовину согласованы. Я не могу сказать, почему Азербайджан не подписывает. Не исключаю тут вовлеченности других международных игроков, не исключаю их как положительное, так и отрицательное давление с целью посредничества в этом процессе, чтобы получить некоторые дивиденды от данного процесса. Заявления Канады, Франции, России и Турции оказывают влияние на данный процесс, что естественно, а все это может сдвинуть некоторые процессы как вперед, так и назад», - отметил Симонян.

По его словам, спикер парламента Азербайджана в свое время предлагала заключить мирный договор на основе 5 согласованных принципов, и Армения согласилась. 

«Сейчас имеется 13 согласованных статей, и что случилось с предложением, которое госпожа Гафарова озвучивала от имени их власти? 

Если у Азербайджана действительно нет территориальных претензий, если лидер Азербайджана действительно хочет мира в регионе, то мяч уже давно на стороне Баку. Мы ждем ответа Азербайджана относительно того, на какой площадке будет заключен мирный договор, как мы его заключим, где они предлагают все это обсудить. Даже международные партнеры уже предлагают платформы. Это также сигнал, которого ждет международное сообщество. В случае с той же COP29 я уже представляю, должны ли международные партнеры, которые посетят Баку, говорить об этом договоре, говорить о военнопленных, говорить о территориальных требованиях президента Азербайджана к Армении? Так ли это нужно Азербайджану?», - задался вопросом Симонян.

Касаясь требования Азербайджана изменить Конституцию Армении, Симонян отметил: «Это необоснованно. Я не исключаю, что через какое-то время, когда этот разговор утихнет (и, кстати, люди в международных структурах уже все поняли, и Азербайджан должен был уже получить месседжи о том, что их претензии по поводу Конституции очень необоснованные), завтра, послезавтра они найдут новую причину. Но мы продолжим нашу работу, чтобы сделать мирный договор реальностью».

Спикер НС Армении повторил, что при наличии политической воли не будет никаких проблем и что на основе согласованных пунктов хоть сегодня можно заключить мирный договор.

Итак, на кону всё тот же вопрос – кто же всё-таки не хочет, препятствует скорейшему заключению мирного договора между Арменией и Азербайджаном? Кто не заинтересован в этом – Баку или Ереван? И почему? 

На эти вопросы Pressklub.az ответил российский эксперт по странам Восточной Европы, журналист Радио Свобода/Эхо Кавказа Вадим Дубнов (Прага)

Он думает, что после того, как из проекта мирного договора были выхолощены все важные вещи – прежде всего, вопрос Зангезурского коридора, обе стороны потеряли к нему интерес, и сочли, что собственно говоря, он абсолютно бессмыслен. 

«И в таком виде он для обеих сторон даже вреден, потому что это разные жанры. 

Для Азербайджана этот жанр - обязательно договор о капитуляции в той или иной форме – там должны быть эти слова, и соответственно какие-то намеки на аннексию и контрибуции, собственно, чем и был вопрос Зангезурского коридора. И, возможно, еще какие-то вещи о принципах делимитации, о чем-то еще.

Для Армении же это всё набор гарантий безопасности, снижение рисков новой войны, и укрепление внутриполитической ситуации. 

Поскольку всего этого в проекте нет, то зона пересечения сводится только к одной фразе, что мир лучше, чем война – а вот это не принесет никому никакого практического политического смысла. Поэтому и ведутся все эти бессмысленные разговоры о конституции», - говорит эксперт. 

На его взгляд, Азербайджан давит на эту тему исключительно для того, чтобы эти переговоры оставались в зависшем состоянии. «А Армения делает вид, что она готова пойти на конституционные изменения просто для того, чтобы показать, как она миролюбива, и как она готова откликнуться на требования Запада. Поэтому я думаю, что ответ на этот вопрос достаточно прост – в этом договоре не заинтересован никто», - подчеркнул Дубнов.

Рауф Оруджев